Hell is paved with good intentions.
Откопаю-ка я стюардессу фидбековну. Триггернуло от одного обсуждения по поводу фидбека, настолько триггернуло, что хочу пост.
Вопрос очень простой: раздражает ли вас, когда в ленте дайри или вк какой-нибудь автор сетует на нехватку фидбека? Поправочка, важное: он не систематически об этом строчит, а раз в сто лет излил душу?
Меня - точно нет. Автор - живой человек. А читатели (в случае артеров/крафтеров/виддеров/коллажистов - зрители) часто молчаливы, факт. Искусство, любое искусство, как по мне, это не только способ выражения себя - это общение. Настолько сильное средство общения, что через века после смерти авторов-классиков их голоса по-прежнему говорят с читателями - и отклик звучит, пусть автор его уже не услышит. Обсуждение произведений искусства, если уж на то пошло, становится инфоповодом, темой для разговора - и снова общение. Произведения интерпретируют, пьесы ставят на сцене, снимают кино по книгам, рисуют иллюстрации, пишут фанфикшн - и это снова диалог.
А теперь представим некого человека, который очень любит петь. К примеру. Он может всю жизнь, конечно, петь, например, в дУше. Ну нравится ему. В какой-то комедии у Вуди Аллена из позднего ещё был такой персонаж с божественным голосом, который напрочь пропадал на сцене, но в ванной все было великолепно. Так вот, некий человек так же может очень любить писать и всю жизнь вести тайный дневник или писать стихи и рассказы в стол, показывая их от силы паре близких, а то и вообще никому. Кто-то может любить рисовать - и так же только в стол, прятать куда-нибудь под матрас папку с порисуйками. А вот если любой из этих "кто-то" вытащил на свет белый свой талант, то он хочет диалога, и это нормально. Да, вероятно, он, действительно, может нуждаться в исключительных поглажках, не отрицаю, есть такие люди в целом и такие периоды в жизни. На фикбуке вон примечания есть по поводу отношения фикрайтеров к критике, можно лайки/комментарии закрывать по желанию - авторы существа ранимые, что уж.
Ещё бы, ять.
Они душу перед публикой вывернули.
Вероятно, неуклюже иной раз, но в любом случае это исповедь, разговор, призыв к диалогу. Или почти в любом. Есть такие излияния, конечно, которых я лично даже понимать не хочу. Хотя намеренно провокативные вещи, к примеру, это, опять же, приглашение к разговору, а иначе провокация проваливается, верно, если на неё реакции нет?
И вернёмся к началу. О чем это я? Уважаемые читатели/зрители. И да, это напоминание прежде всего себе самой как читателю/зрителю, так что я применю, быть может, немного неприятный императив сейчас.
Авторы - живые и говорящие, мыслящие существа, нуждающиеся в общении. Они не машины, штампующие для прочих тексты и визуал. Да и стоит признать - и машина, раз уж на то пошло, заслуживает бережного обращения, смазки там раз в год, колёсики какие покрутить, программу обновить, ну. Так и автору нужна "профилактика" - фидбек, критика, поддержка.
Когда автор говорит прямо, что ему тухло и плохо, это пипец какой тревожный звоночек. И если вы считаете, что автор сам скучен/неоригинален/чем-то всех распугал/что-то у него не выходит, скажите ему об этом. Это ценная информация!
Диалог нужен. И то, что эта тема всплывает снова и снова, лишний раз подтверждает это.
Вопрос очень простой: раздражает ли вас, когда в ленте дайри или вк какой-нибудь автор сетует на нехватку фидбека? Поправочка, важное: он не систематически об этом строчит, а раз в сто лет излил душу?
Меня - точно нет. Автор - живой человек. А читатели (в случае артеров/крафтеров/виддеров/коллажистов - зрители) часто молчаливы, факт. Искусство, любое искусство, как по мне, это не только способ выражения себя - это общение. Настолько сильное средство общения, что через века после смерти авторов-классиков их голоса по-прежнему говорят с читателями - и отклик звучит, пусть автор его уже не услышит. Обсуждение произведений искусства, если уж на то пошло, становится инфоповодом, темой для разговора - и снова общение. Произведения интерпретируют, пьесы ставят на сцене, снимают кино по книгам, рисуют иллюстрации, пишут фанфикшн - и это снова диалог.
А теперь представим некого человека, который очень любит петь. К примеру. Он может всю жизнь, конечно, петь, например, в дУше. Ну нравится ему. В какой-то комедии у Вуди Аллена из позднего ещё был такой персонаж с божественным голосом, который напрочь пропадал на сцене, но в ванной все было великолепно. Так вот, некий человек так же может очень любить писать и всю жизнь вести тайный дневник или писать стихи и рассказы в стол, показывая их от силы паре близких, а то и вообще никому. Кто-то может любить рисовать - и так же только в стол, прятать куда-нибудь под матрас папку с порисуйками. А вот если любой из этих "кто-то" вытащил на свет белый свой талант, то он хочет диалога, и это нормально. Да, вероятно, он, действительно, может нуждаться в исключительных поглажках, не отрицаю, есть такие люди в целом и такие периоды в жизни. На фикбуке вон примечания есть по поводу отношения фикрайтеров к критике, можно лайки/комментарии закрывать по желанию - авторы существа ранимые, что уж.
Ещё бы, ять.
Они душу перед публикой вывернули.
Вероятно, неуклюже иной раз, но в любом случае это исповедь, разговор, призыв к диалогу. Или почти в любом. Есть такие излияния, конечно, которых я лично даже понимать не хочу. Хотя намеренно провокативные вещи, к примеру, это, опять же, приглашение к разговору, а иначе провокация проваливается, верно, если на неё реакции нет?
И вернёмся к началу. О чем это я? Уважаемые читатели/зрители. И да, это напоминание прежде всего себе самой как читателю/зрителю, так что я применю, быть может, немного неприятный императив сейчас.
Авторы - живые и говорящие, мыслящие существа, нуждающиеся в общении. Они не машины, штампующие для прочих тексты и визуал. Да и стоит признать - и машина, раз уж на то пошло, заслуживает бережного обращения, смазки там раз в год, колёсики какие покрутить, программу обновить, ну. Так и автору нужна "профилактика" - фидбек, критика, поддержка.
Когда автор говорит прямо, что ему тухло и плохо, это пипец какой тревожный звоночек. И если вы считаете, что автор сам скучен/неоригинален/чем-то всех распугал/что-то у него не выходит, скажите ему об этом. Это ценная информация!
Диалог нужен. И то, что эта тема всплывает снова и снова, лишний раз подтверждает это.
Восьмая дочь, диалога, конечно, хочется конструктивного. Но ты вообще сейчас два очень разных случая привела, кмк.
По первому. Читатель высказал мнение, оно имеет место быть. Автор не согласен. Коммуникативный акт состоялся? Есть такое. Польза от этого есть? Если возникает несогласие, спор, но цель дискуссии - поиск истины. Для того, чтобы её найти, противоположные позиции должны выставить аргументы и поставить точки зрения под сомнение и в итоге к чему-то прийти. Автор тут может привести примеры повествования в настоящем времени, которые он считает удачными, объяснить, зачем ему этот приём понадобился - имеющий уши да услышит. Читатель может получить от автора вопросы на тему, а что он думает по поводу сюжета, например, и дальше, ну... Все зависит от обоих. Насколько им интересно и нужно продолжать разговор. Если оба уперлись рогами в, случае читателя, "у вас звездец с временем повествования, а больше я ниче не понял" , а автор в "у меня идеальный текст", то какой уж тут конструктив...
Второй случай - хейтридинг какой-то. Ну обвешали тебе все предупреждениями, ну, бро. Так чего ругаешься теперь? Скучно тебе было? Правда, если это друг автора, бета или сокомандник, ситуацию очень понимаю и не вижу ничего дурного, если читатель честно и ВЕЖЛИВО выскажется, не сводя отзыв к воплям о своих сквиках.
Короче, я за вежливость и неравнодушие.
Особенно в ДиСи, простите, где автору тихо и душно бывает.
Сейчас я приду домой и накатаю тебе ответную простыню)
Я не к тому, что случаи одинаковые, а как раз о том, что каждый текст и комментарии к нему — частности, когда общей формулы нет. Лучше когда есть отзывы, я не спорю, и есть возможность думать в тему они или нет, но иногда на отзывы я, как автор, не знаю как реагировать просто и от этого тоже себя неловко чувствую ><
Даа, буду ждать развернутого отклика.
Восьмая дочь, очень понимаю и поддерживаю насчёт отзывов, на которые и не знаешь, как реагировать! Иной раз после этой тишины под иной работой такааая разворачивается активность, наоборот, что куда деваться, не знаешь, но это вот такое, ага, давление то же самое может быть на автора непонятное. Но ключевое же реально - лучше, когда отзывы есть (даже выносящие мозг, тут уже моё оч имхо), чем когда тишь непонятная.
К вопросу о восприятии критики) Нет, я вообще не о том. Я о подаче вопроса. "Скажите, а что вы думаете об этом? Я вот думаю, что единственно правильное мнение такое!" Если ты действительно хочешь получить непредвзятый ответ на вопрос, тоооо... Не знаю, тебе виднее)
Ладно, про фидбек.
1. Естественно, я не против того, чтобы автор высказывался о своих проблемах. Это ваще его дневник, он тут имеет право высказывать всё, что думает и, м, имеет полное право своё мнение не прятать(с) по разным личкам и пр. Почему вообще это должно раздражать? Я не вижу проблемы в той ситуации, которую ты описываешь. Или автора это как-то может запятнать - когда он показывает, что ему важен фидбек?
Про т.н. диалог с автором.
Вероятно, неуклюже иной раз, но в любом случае это исповедь, разговор, призыв к диалогу.
Не всегда фик - это исповедь и призыв к диалогу. Вот написал автор, допустим, ПВП - чтобы просто и незатейливо подрочить на персонажей и подрочить в принципе
Автор: ПВП!
читатель: Спасибо, подрочил.
Про критику.
Так и автору нужна "профилактика" - фидбек, критика, поддержка.
Про критику я не согласна. Я в принципе за то, чтобы текст критиковали только по желанию и просьбе самого автора. Ну то есть, конечно, я могу прийти и занудно сказать: Что у вас с композицией текста, и почему персонажи картонные, и Джейсон бы никогда!" Но это будет исключительно моё мнение, которое я ну никак не назову громким словом "критика".
А на ФБ я тем более за то, чтобы авторов всячески няшили и поддерживали, а не пинали кирзовыми сапогами. "Пинайте авторов, а то они не будут расти" - пфф. Уж наверное, автор сам поймёт, когда и куда ему надо расти. Или не надо, если его аудиторию всё устраивает.
Хотя было дело, конечно, и я была сторонником позиции "живительных пиздюлей". И один раз пришла в комментарии к автору, у которого там была тишина и пустота. Как ни странно, мне стало автора жалко, и я пришла рассказать, почему его текст сквикает меня (и потенциально других читателей). И автор сказал спасибо именно за это - потому что он понял наконец, откуда такая звенящая тишина в отзывах и что не так с его фиком. Так что, наверное, здесь я не промахнулась)
Мэй_Чен, ну чегооо сразу "к вопросу о восприятии") Просто вот в этом вот "под кат" я лично для себя вижу нехорошее такое в данном случае желание завуалировать и обесценить собственную позицию. Если я прячу или не высказываю свое мнение вообще, следовательно, хочу получить, как ты сама сказала, кристально "непредвзятое мнение" и послушать прежде всего других. Это хорошо и интересно, но цель поста была немного иной. Раз я сразу открыто прописываю свою позицию, значит, а) хочу спросить и б) дать знать и понять, как я это воспринимаю и почему это лично меня беспокоит, и тут а от б не оторвать. Давить мнением ни на кого я при этом не собираюсь, просто прямо говорю сразу, что думаю по этому поводу, вот и все.
Вот я тоже не понимаю, чего на автора гнать в этом случае, повторюсь, если он в его личном информационном пространстве поныл-излил душу и крикнул в пространство "ребята, мне так тихо, че так тихо-то, а?" Я к тому, что если он это говорит, значит, фидбек ему нужен - капитан очевидность! И стоит ему его давать, очень стоит.
О, с ПВП да, интересный случай) Мне сложно обсуждать этот жанр в связи с тем, что сама с этим делом мало соприкасаюсь, но, раз дрочим мы на публику, то это же нам зачем-то нужно, разве нет? Это выброс эмоций в пространство, и это вот "спасибо, подрочил тоже", отметка в голосовании, лайк и прочий иной положительный отклик тут - сигнал контакта. Опять же, коммуникация состоялась. Ну или не состоялась, опять же - в случае молчания или сообщения в духе "а у меня все упало, ну как можно такой пейринг горячий запороть, атата" и т.д. Сорри, что свела тут фидбек к двум крайностям, вообще и в целом, конечно, за отзывы, где есть и о плюсах, и о минусах, но это на вес золота, конечно, зато показатель: работа реально зацепила, на ее обсуждение не жаль потратить время, читатель/зритель не просто гладит/ругает, а смотрит критически - и это конструктивнее всего. Для меня такой комментатор самый ценный как для автора, и сама радуюсь, когда в отзыве четко удается расписать автору (это уже когда я сама зритель/читатель), что особенно зацепило, что можно бы подтянуть - и меня слышат, йей!
Про критику: знаю твою позицию, мы это обсуждали, у меня на это дело взгляд иной, но в чем мы явно сходимся, как мне думается, так это в том, что фидбек нужен и фидбеку быть. Я почему написала-то это все - потому что у меня пригорело с ситуации, что автор может высказаться у себя в паблике/дневнике на тему того, что ему мало общения с аудиторией, а аудиторию, определенную часть, еще и прорывает от этого по временам, оказывается: фу, какие авторы пошли, фидбек смеют клянчить и жаловаться! Фу-фу-фу! Прошу прощения, что не несу пруф, но, полагаю, с таким многие сталкивались. Меня злит всякий раз. Ясен пень, что это мнение тоже, которое имеет право и место быть. Но повозмущаться в ответ на такое возмущение ужасно вот захотелось)))
По поводу истории про "живительные пиздюли": ты смотри, работают они иногда, работают!))) Сама ж пример приводишь конструктивный!
Пиздюль-то лучше полной тишины бывает, ну.
Вау, какие молодцы.
Ясен пень, что это мнение тоже, которое имеет право и место быть.
Не имеет) Понятно, что в Интернете никто никому ничего не запрещает, но смысл такой. Автор - тот, кто что-то даёт, и последующие высказывания у него вокруг продукта творчества. Потребитель, который только смеётся над автором, не даёт ничего, а сверху этого "ничего" ещё и негативом полирует. То есть в первом случае мы имеем так или иначе конструктивный акт, во втором - ебаное потреблядство и свинство.
По поводу истории про "живительные пиздюли": ты смотри, работают они иногда, работают!)))
Мм, нет, это не тот случай. Это, как ты писала выше, те самые две крайности - или пиздюли, или мёртвая тишина.
Пиздюль-то лучше полной тишины бывает, ну.
Нууу, в целом да, но если посмотреть на нашу дисишную тему на ХС, то нет, не лучше
Про ХС - ой, даже не заводи
Но блин, вот от такой вот токсичности и начинаешь сам писать простыни эти самые.
А так - смотри выше. Авторы - существа ранимые. Автор обижается-расстраивается в какой-то мере и это ему повод думать, а почему. Я все отталкиваюсь от заявленной ситуации: автор поныл, что его не фидбечат. Ты вот ему и говоришь: не фидбечат тебя потому, что ты скучно пишешь. Вот и задачка. А почему так воспринимается творчество?
Как-то так.
И если вы считаете, что автор сам скучен/неоригинален/чем-то всех распугал/что-то у него не выходит, скажите ему об этом. Это ценная информация!
Ну вот, допустим, я пришла и сказала. Теперь ты говоришь, что это неконструктивно
Они душу перед публикой вывернули.
Вероятно, неуклюже иной раз, но в любом случае это исповедь, разговор, призыв к диалогу. Или почти в любом. Есть такие излияния, конечно, которых я лично даже понимать не хочу. Хотя намеренно провокативные вещи, к примеру, это, опять же, приглашение к разговору, а иначе провокация проваливается, верно, если на неё реакции нет?
Не всегда это так. Тут вспоминается моя любимая смерть автора. Не всегда то, о чём человек пишет, является отражением его реальной жизненной позиции или личности. Многие издаваемые авторы ориентируются на читательские вкусы, что на рынке нынче востребовано - и это может быть совсем не то, что авторов по-настоящему волнует, но есть-то хочется. Так и среди фикрайтеров есть пишущие что-то такое, что соберёт больше отзывов, но не особо интересно самому автору (ну, например, некто пишет про БДСМ, потому что есть спрос, а сам к Теме абсолютно равнодушен). И с провокативными текстами точно так же - иногда это просто повод заявить о себе и не более того. Но это я так, к слову.
Авторы - живые и говорящие, мыслящие существа, нуждающиеся в общении. Они не машины, штампующие для прочих тексты и визуал. Да и стоит признать - и машина, раз уж на то пошло, заслуживает бережного обращения, смазки там раз в год, колёсики какие покрутить, программу обновить, ну. Так и автору нужна "профилактика" - фидбек, критика, поддержка.
Когда автор говорит прямо, что ему тухло и плохо, это пипец какой тревожный звоночек. И если вы считаете, что автор сам скучен/неоригинален/чем-то всех распугал/что-то у него не выходит, скажите ему об этом. Это ценная информация!
ППКС!
Последнюю часть особенно хочу отметить. Безусловно, добрые слова очень мотивируют и воодушевляют. Но зачастую раскладывание по полочкам что в тексте не так - полезнее. Автор может и не согласиться по всем пунктам, но если адекватный, то всё равно учтёт, что вот тут, тут и здесь у него могут быть слабоватые места и надо бы над этим подумать.
И ещё добавлю:
обычно принято считать, что читатели помалкивают, потому что зажрались. Но иногда бывает так, что просто не знают, что и сказать. Текст вроде и понравился, а сказать толком нечего, но "спасибо, понравилось" будет выглядеть отпиской, которой автор вряд ли обрадуется. А ещё бывает, что вот прочёл фандомный текст, но в каноне не разбираешься и в комменты как-то лезть... неловко, потому что не знаешь, что сказать по делу. А вдруг ООС во все поля? А вдруг что-то важное упустил, какую-то тонкость не понял? И писать "прочёл как оридж, бла-бла" тоже как-то вроде не оч. Автор же ожидает, что фик прочтут те, кто в теме, а тут что-то в духе "ничо не понял, но понравилось/не понравилось" - не особо ценно.
Дайри, не ешьте мои комменты!
Имею в виду, что ограничиться одним "скучно" не конструктивно, а вот если пояснить, почему, супер же. Надо было мне свою мысль просто яснее выразить. Может, ты мне скажешь как читатель, что тебе скучненько, а потом еще годных реков принесешь, где нет. А если еще и скажешь, что скучненько, но вот это и вот это получилось, так я тебя совсем зацелую, зная, что я не унылое г, а уныленькое, и есть куда расти.
RossomahaaR, читали-знаем про "смерть автора")) "Или почти в любом", - написала же применительно к фанфикшну... Хотя вообще соглашусь, слушай, просто тут на свой опыт опираясь, обычно натыкаюсь на дофига важные автору тексты и автор условный, который на недостаток фидбека сетует, скорее, именно же диалога ищет, иначе б не сетовал.
Про "как оридж": сама пишу по канонам/героям, которых мало с кем можно обсудить, поэтому как автор оч рада читателям "как оридж" и отметке читательской, насколько оно со стороны внятно-понятно. У меня вариантов как у автора нет XD
Поэтому, к слову, сама на фидбек обычно не жалуюсь, ибо зачем? У меня его по жизни довольно мало, каждый коммент на вес золота, но осознанно выбираю лебедей, так чего уж.
Имею в виду, что ограничиться одним "скучно" не конструктивно, а вот если пояснить, почему, супер же.
А если еще и скажешь, что скучненько, но вот это и вот это получилось,
Так о чём и речь. Чтобы оставить позитивный комментарий, достаточно написать "клёво" и поставить смайлик, типа такого
Это большая работа, которая требует времени, вдумчивости, умения формулировать, навыков любительского анализа текста и чего-нибудь ещё, что я забыла. Вопрос: какова вероятность, что читатель с ценной информацией о тексте просто забьёт на всё это и пройдёт мимо?
Вопрос очень простой: раздражает ли вас, когда в ленте дайри или вк какой-нибудь автор сетует на нехватку фидбека? Поправочка, важное: он не систематически об этом строчит, а раз в сто лет излил душу?
То есть ситуация: у автора А некоторое количество фиков. Читатель Б на него подписан. Читатель Б видит, что автор пишет у себя в дневнике/паблике, что ему не хватает фидбека. Реакция читателя Б: а) раздражение на тему "че ты ноешь", которое он выплескивает в комментарии (именно такую картину пронаблюдала и триггернулась, и написала этот пост, собсно), б) читатель высказывает мнение в) читателю пофиг, г) я не знаю, может, другой вариант какой.
Говорю, что я за вариант б) и за ЛЮБОЕ МНЕНИЕ по возможности. И, желательно, не доводить всем фандомом авторов до такого состояния а бывает
Только и всего.
Тебя поняла, сама для себя другого мнения, анонимки бесят.
ЛЮБОЕ МНЕНИЕ по возможности
видишь ли, когда мы начинаем уточнять, что именно значит "любое мнение по возможности", выясняется, что оно должно быть конструктивным, и хорошо бы развёрнутым, и хорошо бы с минимальным анализом... Короче, что читатели должны. И мы влепляемся в обычную в критикотредах оппозицию "читатели ноют, заебали — читатели потребляди, требуют фиков и ничего не отдают взамен".
И, желательно, не доводить всем фандомом авторов до такого состояния а бывает
Ты так говоришь, будто есть авторы, а есть отдельно от них злой фандом, который целенаправленно бедняжек доводит. Может, где-то в особо мерзких фандомах так и есть, но в целом, мне кажется, концепция в корне неверна.
«Ты так говоришь, будто есть авторы, а есть отдельно от них злой фандом,»
я из ДиСи, у нас частенько именно такое чувство навеивает)))
Если автор кричит в фандом, что ему плохонько, то как тут их не противопоставить, он уже сам это сделал своим криком))) Не в конфронтацию вошел, в смысле, но к диалогу точно пригласил, опять же).
а, ну да, это несколько иное.
Про "как оридж": сама пишу по канонам/героям, которых мало с кем можно обсудить, поэтому как автор оч рада читателям "как оридж" и отметке читательской, насколько оно со стороны внятно-понятно. У меня вариантов как у автора нет XD
у меня та же ситуация) И я же, будучи автором, пишущим по не самым популярным канонам, оказываюсь тем самым молчаливым читателем.
Взять хоть нашу команду. Не все каноны мне знакомы и увы, несмотря на желание, руки пока до них не доходят; и вот, значит, смотрю я на текст и не знаю, что внятного сказать, потому что похвала будет очень обтекаема и похожа на отписку, да персонажи мне не знакомы, вдруг я их вообще неправильно представляю и не правильные выводы делаю? Вот и выходит, что посомневаешься да и промолчишь.
А про выводы всегда спросить можно, это же так интересно :3
С редкоканонами и редкоперсами крепко жму руку.
тем ценнее, когда в итоге по незнакомому вон даже находишь все же, что сказать)))
и то правда)
Просто бывают ситуации, когда авторы становятся в позу "тут всё понятно тем, кто канон знает, а если не знаешь, так и не суйся". Раз так попадёшь, два, потом уже начинаешь думать, может, в самом деле своё ценное мнение попридержать.
Сама так же пишу.