Hell is paved with good intentions.
Сходив внезапно на балет Минкуса "Дон Кихот", так прониклась, что решила все же целиком прочитать роман Сервантеса, который читала только отрывками плюс критику и знакома, конечно, с сюжетом в целом.

С Дон Кихотом у меня странные отношения. То есть это, казалось бы, моя тема до мозга костей, но доросла до самого текста, похоже, только сейчас. Раньше читать было местами неприятно, местами скучно, местами грустно и больно, а теперь как-то примирилась и спокойно-неспешно одолеваю первую часть уже второй вечер, наверное, к ночи дочитаю.

Если про сам балет... В целом - очень понравилось. Прекрасная хореография, сорвавшие в этом плане заслуженный прямо-таки шквал оваций Базиль и Китри, совершенно волшебные декорации, очень яркий и смешной Санчо и несчастный и выразительный Дон Кихот, и вот с ним, конечно, есть проблема.

Потому как в балете "Дон Кихот" довольно мало самого Дон Кихота :) И он как бы даже не герой-зеркало своей эпохи вышел в этой постановке, а подчеркнуто лишний на празднике жизни. Надо теперь глянуть разные версии их танца с Китри, похоже, тут подход к хореографии может о многом говорить. Во вчерашней постановке этот момент в плане собственно танца заметно терялся, сделали ставку на декорации и свет, обыгравшие появление Дульсинеи.

(Посмотрела два варианта. Да постановщики-то молодцы!)

Касательно романа, хочу пока оставить для себя заметкой вот эту оценку главного героя:

"- Но ведь тут еще вот какое обстоятельство, - заметил священник. - Добрый этот идальго говорит глупости, только если речь заходит о пункте его
помешательства, но когда с ним заговорят о чем-нибудь другом, он рассуждает в высшей степени здраво и выказывает ум во всех отношениях светлый и ясный, так что всякий, кто не затронет этой его рыцарщины, признает его за человека большого ума".

Главная трагедия в сатирической пародийной истории Сервантеса, которая и для самого автора быстро стала чем-то куда большим, чем насмешка над рыцарскими романами низкой пробы и литературным конкурентом, в сегодняшнем восприятии для меня какая-то очень личностная и субъективная. Ужасно трогает то, что человек большого ума и сердца, наделенный огромной фантазией и стремящийся к высоким идеалам, на деле безумец, заблудившийся под конец жизни в воображаемых мирах настолько, что это приносит несчастья и увечья ему и окружающим. Чего только стоит в этом плане Андреас, проклинающий Дон Кихота и требующий, чтобы рыцарь никогда впредь не помогал ему, встреться они снова, и история Карденьо, "рыцаря леса", буйному помешательству которого окружающие также долго не способны помочь.

Желание бакалавра Карраско остановить безумные похождения Рыцаря Печального Образа приводит к смерти Дон Кихота, которая в балете, к слову, остается "за кадром", и побежденного Рыцарем Луны Дон Кихота просто уводят домой, оставив править бал молодых влюбленных. Это не жизнь Кихота и не его история, как будто говорит эта концовка, он только наблюдатель и печальный шут, оттеняющий праздник жизни, и Дульсинея навсегда покидает сцену с завоеванным Дон Кихотом в подвигах несуществующим венцом на фальшивых золотых локонах.

P.S.: Мда, постик будет расти, однако ж. Классика страшное дело.
У Шварца замечательная пьеса про Дон Кихота.:heart: Концовка отдельно прекрасна.

"Я горячо люблю вас. Это самый трудный рыцарский подвиг – увидеть человеческие лица под масками... но я увижу, увижу! Я поднимусь выше…" Ремарка: "Люк открывается под ногами рыцаря, и он проваливается в подвал".

Но цитируемое, к счастью или к печали, вовсе не конец.

@темы: книги, Жизнь